Главная Новости

Что такое мелкая моторика рук и почему так важно её развивать

Опубликовано: 27.08.2018

видео Что такое мелкая моторика рук и почему так важно её развивать

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ мелкой моторики. Игра для развития мелкой моторики

Содержание статьи


Почему развитие мелкой моторики это так важно?

Древневосточные мудрецы считали, что душа человека находится на кончике среднего пальца. Когда рождается малыш, ручки сжаты в маленькие кулачки. Очень важно, что познают от окружающего мира эти пахнущие нежностью ладошки. А для правильного программирования развития малыша необходимо знать, что такое мелкая моторика рук и почему так важно её развивать.


МЕЛКАЯ МОТОРИКА. Откручивание и закручивание крышек. Развитие мелкой моторики рук у детей

Если обратиться к толковому словарю, то вы найдете следующее определение: «Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».

В повседневности привычнее соотносить понятие мелкой моторики с появлением и усовершенствованием хватательного рефлекса у малышей, умением удержать и переложить погремушку, изучением форм и размеров, структуры и температуры предметов. Важно, и это родители постепенно замечают, чем разнообразнее будет тактильный мир вокруг ребёнка , тем быстрее кроха развивается и даже начинает «лепетать».

Наблюдения за малышами в институте физиологии детей и подростков АПН выявили непосредственную связь между двигательными импульсами рук и развитием речи. Чем быстрее развивается моторика рук, тем быстрее малыш заговорит.

Возрастное развитие моторики ребёнка

 Возраст   Умения ребёнка
 8 мес. – год  большим и указательным пальцем малыш подцепляет мелкий предмет
 10 мес. – год  малыш понимает, что держа предмет-игрушку в руке можно ещё с ней и играть
 10 мес. – 1,3 года  малыш копирует манипуляции взрослых с предметами (мешает ложкой по кастрюльке)
 11 мес. – 1,4 года  малыш пробует себя в рисовании
 Год – полтора  малыш листает страницы (по нескольку за раз), уверенно держит карандаш, может сам держать чашку, ложку, разворачивает упаковки; строит башенки из кубиков
 1,4 – 1,6 года  малыш начинает понимать принцип открутить-закрутить (крышка от бутылки, болтики и гайки)
 11,5 – 1,8 года  малыш нанизывает кольца на палку пирамидки не соблюдая последовательность
 1,7 – 1, 10 года  строит пирамидку и бурит её, старательно переворачивает каждую страничку книги
 1,7 – 2 года  малыш ловит предметы в движении (мыльные пузыри)
 Полтора – 2 года  малыш соотносит мелкие детали с мелкими отверстиями, рвёт бумагу
1,10 мес. – 2 года  малыш хватает мяч в движении, продевает шнур в дырочки (шнуровка)
 1,11 – 2 года малыш переливает и разливает воду по ёмкостям
 2 года  малыш строит высокие пирамидки из кубиков (до 6 деталей)

Конечно данные таблицы – это не строгие рамки развития ребёнка. Не стоит впадать в панику, если малыш не интересуется пирамидкой, может он просто обожает нанизывать бусины или вкладывать предметы в ёмкости. Однако если кроха совсем рассеян, не желает воспринимать тактильные игры, это повод обратится к специалистам.

Развиваем моторику: работаем с ладошками малыша

Ребёнок – существо крайне любознательное. Его интересует ВСЕ! И перво-наперво кроха будет стремиться дотронуться до понравившегося предмета. Почему ? На подушечках пальцев расположены тысячи нервных окончаний. Касаясь объекта внимания, эти окончания тут же передают информацию о предмете в головной мозг, где происходит её обработка и оценка. Какой предмет: шершавый или гладкий, тёплый или холодный, округлый или острый, как реагируют окружающие.

С первых дней жизни, когда мама поглаживает ладошки крохи, уже идёт активное развитие мозга ребёнка. Учёные доказали, что в первый год жизни малыш воспринимает столько информации, сколько за последующие семь.

Так же известно, что нервные окончания левой руки соединены с правым полушарием головного мозга, а правой руки — с левым. Если вы хотите развивать в малыше мышление и стремление к точным наукам, уделяйте больше внимания правой ладошке. Воспитать натуру чувственную, склонную к искусствам поможет развитие нервных окончаний левой руки.

Самые простые и эффективные способы прорабатывания мелкой моторики у детей:

 игры-пестования (сорока-белобока, этот пальчик, три колодца);  специальные игрушки;  занятия с крупой;  лепка (пластилин, специальное тесто, домашнее тесто);  пальчиковые краски (обращайте внимание на качество, малыш конечно же захочет их продегустировать) и др.

Последовательная забота и тренировка рук малыша – залог правильного воспитания и становления личности. Занятия с малышом принесут огромное удовольствие. Его первые открытия и правильные действия доставят несказанную радость, как малышу, так и близким. Если в младенчестве прививать интерес ко всему новому через тактильную работу, то и в будущем ребёнок будет стремиться к познаниям и самореализации.

rss