Опубликовано: 27.08.2018
Содержание статьи
Древневосточные мудрецы считали, что душа человека находится на кончике среднего пальца. Когда рождается малыш, ручки сжаты в маленькие кулачки. Очень важно, что познают от окружающего мира эти пахнущие нежностью ладошки. А для правильного программирования развития малыша необходимо знать, что такое мелкая моторика рук и почему так важно её развивать.
Если обратиться к толковому словарю, то вы найдете следующее определение: «Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
В повседневности привычнее соотносить понятие мелкой моторики с появлением и усовершенствованием хватательного рефлекса у малышей, умением удержать и переложить погремушку, изучением форм и размеров, структуры и температуры предметов. Важно, и это родители постепенно замечают, чем разнообразнее будет тактильный мир вокруг ребёнка , тем быстрее кроха развивается и даже начинает «лепетать».
Наблюдения за малышами в институте физиологии детей и подростков АПН выявили непосредственную связь между двигательными импульсами рук и развитием речи. Чем быстрее развивается моторика рук, тем быстрее малыш заговорит.
Возраст | Умения ребёнка |
8 мес. – год | большим и указательным пальцем малыш подцепляет мелкий предмет |
10 мес. – год | малыш понимает, что держа предмет-игрушку в руке можно ещё с ней и играть |
10 мес. – 1,3 года | малыш копирует манипуляции взрослых с предметами (мешает ложкой по кастрюльке) |
11 мес. – 1,4 года | малыш пробует себя в рисовании |
Год – полтора | малыш листает страницы (по нескольку за раз), уверенно держит карандаш, может сам держать чашку, ложку, разворачивает упаковки; строит башенки из кубиков |
1,4 – 1,6 года | малыш начинает понимать принцип открутить-закрутить (крышка от бутылки, болтики и гайки) |
11,5 – 1,8 года | малыш нанизывает кольца на палку пирамидки не соблюдая последовательность |
1,7 – 1, 10 года | строит пирамидку и бурит её, старательно переворачивает каждую страничку книги |
1,7 – 2 года | малыш ловит предметы в движении (мыльные пузыри) |
Полтора – 2 года | малыш соотносит мелкие детали с мелкими отверстиями, рвёт бумагу |
1,10 мес. – 2 года | малыш хватает мяч в движении, продевает шнур в дырочки (шнуровка) |
1,11 – 2 года | малыш переливает и разливает воду по ёмкостям |
2 года | малыш строит высокие пирамидки из кубиков (до 6 деталей) |
Конечно данные таблицы – это не строгие рамки развития ребёнка. Не стоит впадать в панику, если малыш не интересуется пирамидкой, может он просто обожает нанизывать бусины или вкладывать предметы в ёмкости. Однако если кроха совсем рассеян, не желает воспринимать тактильные игры, это повод обратится к специалистам.
Ребёнок – существо крайне любознательное. Его интересует ВСЕ! И перво-наперво кроха будет стремиться дотронуться до понравившегося предмета. Почему ? На подушечках пальцев расположены тысячи нервных окончаний. Касаясь объекта внимания, эти окончания тут же передают информацию о предмете в головной мозг, где происходит её обработка и оценка. Какой предмет: шершавый или гладкий, тёплый или холодный, округлый или острый, как реагируют окружающие.
С первых дней жизни, когда мама поглаживает ладошки крохи, уже идёт активное развитие мозга ребёнка. Учёные доказали, что в первый год жизни малыш воспринимает столько информации, сколько за последующие семь.
Так же известно, что нервные окончания левой руки соединены с правым полушарием головного мозга, а правой руки — с левым. Если вы хотите развивать в малыше мышление и стремление к точным наукам, уделяйте больше внимания правой ладошке. Воспитать натуру чувственную, склонную к искусствам поможет развитие нервных окончаний левой руки.
Последовательная забота и тренировка рук малыша – залог правильного воспитания и становления личности. Занятия с малышом принесут огромное удовольствие. Его первые открытия и правильные действия доставят несказанную радость, как малышу, так и близким. Если в младенчестве прививать интерес ко всему новому через тактильную работу, то и в будущем ребёнок будет стремиться к познаниям и самореализации.