Опубликовано: 02.09.2018
Гидронатяжитель газораспределительного механизма (ГРМ) дизельного двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 представляет собой плунжерную пару с подобранным зазором, состоит из корпуса, плунжера, шарикового клапана, пружины, стопорного и запорного колец.
Гидронатяжитель обеспечивает постоянное натяжение цепи привода ГРМ независимо от колебаний ее длины в следствии износа и температурного расширения деталей привода, и гашение ее колебаний при изменении режимов работы двигателя.
На внутренней поверхности корпуса гидронатяжителя выполнены канавки специального профиля и канавка под стопорное кольцо, на наружной поверхности – лыски под ключ. Плунжер имеет форму стакана, внутри которого установлена пружина сжатая клапаном ввернутым в корпус. На наружной поверхности плунжера имеются две канавки специального профиля, в которых установлены разрезные пружинные кольца – стопорное кольцо и запорное кольцо.
Стопорное кольцо предотвращает выход плунжера из корпуса при транспортировке и установке гидронатяжителя на двигатель ЗМЗ-51432 CRS, запорное кольцо ограничивает обратный ход плунжера при работе.
В рабочем состоянии гидронатяжителя, плунжер с запорным кольцом под действием пружины и давления масла перемещаются из канавки в канавку корпуса, выдвигаясь из него в зависимости от величины вытяжения цепи. Обратному перемещению плунжера препятствует запорное кольцо и специальный (храповой) профиль канавок корпуса.
В корпусе клапана расположен обратный шариковый клапан, через который масло из магистрали двигателя поступает внутрь гидронатяжителя. К шариковому клапану масло поступает через прорезь на торце и отверстие в корпусе клапана.
Транспортный стопор служит для исключения вероятности разрядки гидронатяжителя, выхода плунжера из корпуса гидронатяжителя, при его транспортировке. Перед установкой гидронатяжителя на двигатель ЗМЗ-51432 CRS транспортный стопор необходимо снять.
Гидронатяжитель устанавливается на двигатель в собранном заряженном состоянии, когда плунжер удерживается в корпусе с помощью стопорного кольца. Для приведения гидронатяжителя в рабочее состояние (разрядки) необходимо после окончательной затяжки болтов крепления крышки через ее отверстие нажать на гидронатяжитель с усилием, обеспечивающим выход плунжера из корпуса.
Под действием пружины корпус гидронатяжителя переместится до упора в крышку, а плунжер через рычаг натяжного устройства со звездочкой натянет цепь.
Работает гидронатяжитель следующим образом. Под действием пружины и давления масла, поступающего из масляной магистрали по каналам в корпусе клапана, плунжер нажимает на рычаг натяжного устройства со звездочкой, а через нее на цепь привода распределительных валов, обеспечивая постоянный контакт звездочки и цепи.
При воздействии цепи на гидронатяжитель, при изменении режима работы двигателя, плунжер перемещается назад, сжимая пружину, шариковый клапан гидронатяжителя закрывается и происходит демпфирование (гашение) колебаний цепи привода за счет пружины и перетекания масла через зазор между плунжером и корпусом.
По мере вытяжения цепи плунжер выдвигается из корпуса. Когда величина перемещения достигнет или превысит величину шага канавок, запорное кольцо переместится в следующую канавку корпуса, обеспечивая постоянное натяжение цепи привода.
Ход плунжера назад ограничивается запорным кольцом. При гашении колебаний цепи и при компенсации температурных удлинений деталей привода, плунжер с запорным кольцом перемещается в пределах ширины канавки на плунжере.