Опубликовано: 05.09.2018
В нашем клубе самодеятельного технического творчества города Сосновоборска (Красноярский край) была разработана оптимальная конструкция такого прицепа, вполне отвечающая всем требованиям, предъявляемым к такого рода технике. Он имеет вполне «заводской» внешний вид и оснащен пассивной тормозной системой (так называемым «тормозом наката»), существенно повышающей безопасность буксировки прицепа на затяжных спусках, горных дорогах и при экстренном торможении.
Рис. 1. Грузовой прицеп для легкового автомобиля:
1 — рама прицепа, 2 — инерционная тормозная система прицепа, 3 — шаровая сцепка, 4 — запасное колесо прицепа, 5 — кузов, 6 — окантовка из стального уголка, 7 — колесо прицепа (от мотоколяски СЗД), 8 — замок откидного заднего борта прицепа, 9 — задний борт, 10 — световой прибор (габаритный огонь, стоп-сигнал, указатель поворота), 11 — задний бампер, 12 — амортизатор (от мотоцикла «Урал»), 13 — брызговик, 14 — передний мост от мотоколяски СЗД.
Вот основные конструктивные узлы прицепа: рама с дышлом, кузов, торсионная подвеска, тормозное устройство, тягово-сцепное устройство, тент с дугами, опорное устройство, система электрооборудования и световой сигнализации.
Рама прицепа — прямоугольная в плане, сварена из стальных заготовок. Она состоит из двух балок-лонжеронов и трех поперечин. Все эти детали — из стального швеллера сечением 25х50 мм.
Рис. 2. Рама грузового прицепа:
1 — лонжерон рамы (стальной швеллер 25х50 мм), 2 — передняя поперечина (стальной швеллер 25х50 мм), 3 — средняя поперечина (стальной швеллер 25х50мм), 4 — задняя поперечина (стальной швеллер 25х50 мм), 5 — кронштейны крепления амортизаторов, 6 — кронштейны крепления заднего бампера, 7 — дышло, 8 — сцепное устройство.
На передних сходящихся концах лонжеронов закреплено сцепное устройство; на средней поперечине располагаются кронштейны для крепления амортизаторов; на задней смонтированы кронштейны для крепления заднего бампера.
Ходовая часть выполнена с использованием колес и торсионной подвески (переднего моста) от мотоколяски СЗД. Помимо торсионов, подвеска дополнена пружинно-гидравлическими амортизаторами от мотоцикла типа «Урал».
Тягово-сцепное устройство стандартное, выполняется в соответствии с шаровой опорой, устанавливаемой на автомобиле-тягаче. Корпус сцепного устройства закреплен на дышле не жестко, как на серийных прицепах, а подвижно, что позволяет передавать инерционные силы, возникающие при торможении, на гидравлическую тормозную систему. Работает она следующим образом. На сферической сцепке прицепа закреплен рычаг, верхний конец которого связан тягой с главным тормозным цилиндром. При торможении автомобиля инерционные силы стремятся сжать две пружины, рассчитанные на усилие в 500 кГс; сцепное устройство при этом перемещается по двум направляющим. Ход пружин — около 50 мм. При этом происходит нагнетание тормозной жидкости из главного тормозного цилиндра в тормозную систему и соответственно притормаживание прицепа. Характерно, что его тормозная система отрегулирована таким образом, что блокировки колес не происходит даже при экстренном торможении автомобиля.
Рис. 3. Инерционная тормозная система грузового прицепа:
1 — кронштейн, 2 — упор, 3 — балка, 4 — ось, 5 — втулка, 6 — косынка, 7 — упор, 8 — вилка, 9 — шток, 10 — корпус сцепного устройства, 11 — стойка, 12 — вкладыш, 13 — стойка, 14 — болт, 15 — болт М8, 16 гайка М8, 17 — гайка М6, 18 — шайба с внутренним диаметром 8 мм, 19 — шплинт, 20 — масленка, 21 — пружина, 22 — главный тормозной цилиндр, 23 — рама прицепа.
Кузов прицепа сварен из листовой стали толщиной 0,7 мм; ребра и верхние кромки кузова усилены стальными уголками. Днище кузова — из десятимиллиметровой фанеры с усилением стальными полосами. На верхних обвязках бортов предусмотрены гнезда для установки дуг, а также крючки крепления тента.
Прицеп оснащен запасным колесом, закрепляемым на передней стенке кузова.
Электропроводка выполнена по однопроводной схеме с подключением к бортовой сети автомобиля всех необходимых световых приборов — габаритных огней, стоп-сигналов и указателей поворота. На переднем, боковых и заднем бортах смонтированы световозвращатели-катафоты.
Технические данные прицепа:
снаряженная масса прицепа, кг: 100
габаритные размеры платформы, мм:
длина………..1530
ширина……….1400
высота…….350
габаритная высота прицепа, мм: 945
площадь пола платформы, м2: 2,06
объем кузова, м3: 0,62
масса перевозимого груза, кг: 350
автор: А. ФИЛИППОВ