Обгон - что это такое, ПДД, означает термин, разрешено ли выполнить в тоннеле, штраф, на подъеме

Опубликовано: 28.08.2018

Во время езды на дорогах водители вынуждены применять самые разные маневры, чтобы добраться до пункта назначения быстрее. Но при этом следует соблюдать установленные правила, чтобы не создавать аварийных ситуаций и не становиться нарушителями законов. Обгон является одним из таких маневров, который при выполнении по нормам ПДД будет достаточно безобидным. Но каждый водитель должен знать, что это такое обгон, и какими нормами следует руководствоваться, дабы потом не платить штрафы.

Общие сведения

Российские водители не могут похвастаться высокой культурой вождения, поскольку из-за опасных маневров происходит более половины аварий. К особо опасным нарушениям правил можно отнести игнорирование пешеходных переходов, проезд на красный свет, и конечно, обгоны. Поскольку обгон предполагает выезд на встречную полосу, производить его нужно особенно осторожно, отслеживая обстановку на дороге. Поэтому в ПДД оговариваются все основные нормативы этого маневра, который может закончиться хорошо только при правильном исполнении.

Что означает термин

В водительской практике существует два термина, которые подразумевают движение по дороге с опережением. Собственно, это опережение, не требующее выезда на встречную полосу, но при этом подразумевающее движение быстрее, чем автомобиль на соседней полосе. Обгон же принципиально отличается тем, что требует выезда на встречную полосу , но вместе с тем так же требует выполнения опережения по более опасным правилам.

В чем он заключается

Как уже говорилось, обгон является маневром, при котором автомобиль выезжает на встречную полосу и совершает ускорение, а затем маневр опережения другого транспортного средства. Выполняется он только при полной безопасности водителя и предполагает, что движение будет производиться по свободной встречной полосе даже на трехполосной дороге. В противном случае будет создана аварийная ситуация, провоцирующая самые непредсказуемые последствия. Обгон является достаточно опасным маневром, поскольку не все водители знакомы с техникой его правильного выполнения. Разметка и знаки при этом также не должны запрещать обгон, но порой дорожные службы не следят за этими мерами ограничения движения. Водитель, который совершил обгон с нарушениями, но при этом не мог узнать о запрете, может успешно обжаловать штраф или лишение прав.

Какими нормативными актами регулируется

Касательно обгона вся информация содержится в статье 11 Правил дорожного движения , там можно найти рекомендации для совершения такого маневра, а также разобраться в ситуациях, когда он запрещен. Кроме того, в ПДД также можно узнать о возможности обгона в разных зонах, ведь далеко не везде его можно осуществлять так, чтобы он был безопасным и соответственно, правильным. Условия, при которых может быть обогнан тихоходный транспорт, тоже содержатся в ПДД, поэтому ориентироваться нужно именно на этот нормативный акт. Ответственность, которую водитель несет при нарушении установленных правил, содержится в Кодексе об административных нарушениях . Конкретно неудачный обгон оговаривается статьей 12.15 , разделенной на несколько пунктов. Так, наказание за неправильный обгон устанавливается согласно деталей правонарушения, поэтому движение по обочине будет угрожать наказанием меньшим, чем обгон через сплошную разделительную линию.

Особенности обгона согласно ПДД

Чтобы понимать, что такое обгон, и с чем сопряжено его применение, необходимо разобрать все нюансы процесса, которые предусмотрены законодательством. Дело в том, что важно абсолютно все, то есть как водитель должен готовиться к маневру, каким образом выполнять его, и где именно есть законная возможность выполнять обгон, чтобы он не стал нарушением. Более того, согласно ПДД можно узнать о том, что грозит за нарушение правил обгона .

Действия водителя перед объездом

В законе прописано, что прежде чем совершать обгон, водитель должен удостовериться в свободности встречной полосы, не предпринимая на нее окончательного выезда. Кроме того, следует оценить наличие запрета на обгон знаками или разметкой, только после того, как подобных ограничений не было обнаружено, обгон можно начинать. Также водитель должен посмотреть вперед и назад, чтобы удостовериться, что больше никакой автомобилист не начал обгон или не информирует о начале поворота налево. В обоих случаях следует повременить с обгоном, поскольку закон предписывает — начинать его следует только проведя расчет пути и времени пребывания на встречке. Важно не только учесть движущиеся навстречу автомобили, но и опасные повороты, а также слабо видимые зоны, встреча с другим автомобилем в которых наиболее вероятна. Мощность также следует учесть, особенно динамика ускорения важна для авто на автомате.

Как правильно его выполнять

Схема осуществления обгона достаточно проста, но требует постоянной практики. Прежде всего, водитель должен приблизиться к автомобилю, идущему впереди, на расстояние около 50-ти метров, после чего сместиться влево для изучения обстановки. Если все аспекты безопасности соблюдены, необходимо выехать на встречную полосу, а затем ускориться и опередить едущую справа машину. Перед выездом на встречку включается левый поворотник, чтобы водители могли понимать, что именно хочет осуществить их коллега. Далее, после совершения опережения одним броском, автомобилист включает правый поворотник и возвращается в свою полосу. Другие водители при этом должны максимально упростить возврат, чтобы минимизировать период, в который обгоняющий водитель находится на встречке. Препятствовать автомобилю, совершающему обгон, запрещается, это же касается и обгоняемого, если он вдруг решит резко увеличить скорость, чтобы помешать.

По какой полосе он разрешен

Совершать обгон можно по встречной полосе, так как это предусматривает само понятие этого маневра. Прежде всего, нужно понимать, что разрешающей разметкой является прерывистая, и при наличии сплошной линии водителю запрещено ее пересекать. Полоса должна быть свободной на время, которое потребуется водителю для обгона и возврата обратно в полосу. При высокой загруженности дороги по обочине обгонять полностью запрещено, ведь это прямо противоречит нормам ПДД, как и тройной обгон.

Какая скорость допустима при данном действии

Если автомобиль впереди движется со скоростью, которая является максимально допустимой, начать обгон значит превысить лимит. Даже маневр не будет оправданием для превышения скорости, поэтому следует отказаться от него. Таким образом, следует понимать, что максимально допустимой скоростью при обгоне будет та, которая установлена на данном отрезке пути, и сотрудник ГИБДД вполне может назначить штраф за превышение, если в ходе обгона установленная норма будет нарушена. И обгон как на дакаре, выполненный камазом на 160 км/ч выполнять не только опасно, но и запрещено.

Разрешено ли выполнить маневр

Для тех водителей, которые не хотят нарушать правила при обгоне, следует учитывать зоны, в которых это делать можно или это не рекомендуется. В Правилах дорожного движения все они четко оговариваются, в частности, обгонять не разрешается на зебре, в зоне 100 метров перед пересечением с путем для поездов и после него. В общем случае можно считать, что обгон не может быть осуществлен там, где видимость крайне ограничена, а другие водители могут быть подвергнуты опасности при осуществлении маневра. А вот на двухполосной дороге обгон вполне может производиться.

В тоннеле

Тоннель является одним из тех мест, в которых обгонять другие автомобили категорически запрещено. Ведь машина, выехавшая на встречку, становится менее заметной в темном тоннеле, и глаза водителей, не привыкшие к темноте, могут не увидеть неожиданное препятствие. Поэтому въезжая в такую конструкцию, обгонять ни в коем случае нельзя, за этим следят инспекторы полиции, которые достаточно часто дежурят возле тоннелей и ловят нарушителей.

На подъеме

Поскольку одним из главных условий обгона является хорошая видимость, то на подъеме этого делать нельзя. Правда в законе оговорено, что запретным считается только крутой склон, который не просматривается достаточно далеко. Опасность состоит в том, что из-за подъема вполне может неожиданно выехать автомобиль, который был не виден до этого, и в свою очередь это спровоцирует аварию.

На повороте

Поворот тоже, как и подъем, является плохо просматриваемой зоной, поэтому на особо крутых участках опережать по встречке никак нельзя. Правда если водитель может видеть дорогу на достаточном расстоянии и обладает опытом вождения, он может предпринять попытку обгона, но при малейшем препятствии должен вернуться обратно в свою полосу. К слову, в опасных местах устанавливается и знак “Обгон запрещен” , при котором, впрочем, можно обгонять велосипедиста и даже водителя мотоцикла без коляски.

Фото: дорожный знак 3.20 Обгон запрещен

По встречке

Обгон, как следует из определения, подразумевает как раз движение по встречке, поэтому таким образом его совершать и нужно. Если встречка отделяется сплошной полосой, то нарушать ее нельзя, это приведет к аварии или фиксации проступка инспекторами ГИБДД. При других ситуациях движение по встречке будет абсолютно легальным, и за него ни в коем случае не смогут наказать, как и назначить штраф при ремонте дороги, который водитель объезжал, об этом говорит разъяснение суда, основывающегося на практике.

По островку безопасности

Островок безопасности представляет собой зону для пешеходов и сломанных автомобилей, где они могут разместиться без страха устроить ДТП . По периметру островок очерчивается разметкой, а это означает, что пересекать ее запрещено. Если инспектор заметит, что водитель обгоняет другой автомобиль по зоне островка, то он составит протокол .

Через прерывистую

По сути, только прерывистая разметка и является разрешающей обгон, поэтому при ее наличии можно смело опережать другие авто по встречке. Но следует отметить, что если прерывистая разметка начала увеличивать размер, значит скоро она станет сплошной, и начинать обгон при этом категорически не рекомендуется.

Фото: разновидность разметки

На светофоре

Если говорить о перекрестках , то обгон на регулируемых их типах производиться не может, это категорически запрещено. Но если речь идет о светофоре не на перекрестке, а рядом нет пешеходных переходов и при этом горит разрешающий свет и есть прерывистая разметка, то обгонять конечно можно, правда инспектор все равно будет не очень доволен.

Какое наказание грозит

За нарушение правил обгона водителю могут назначить как штраф, так и лишение прав, все зависит только от деталей нарушения и условий, в которых оно было допущено. Следует понимать, что если водитель совершил обгон в неположенном месте по необходимости, к примеру уходил от аварии или объезжал препятствие там, где нет обочины, то протокол можно обжаловать. Кроме того, если обгон и встречный разъезд все же произошли, то водителя все равно накажут за нарушение.

Штраф

Типичным штрафом за нарушение правил обгона является сумма в 5000 рублей, которая является единственной, предусмотренной в пункте 4 статьи 11 КоАП РФ. Но за движение по обочине и обгон по этой зоне, штраф будет гораздо меньше — около 1500 рублей. Незначительное нарушение вроде невключенного поворотника, которое не несет в себе большой опасности, обойдется водителю всего в 500 рублей.

Лишение прав

Водителя могут лишить прав за нарушение обгона, и это оговаривается на уровне закона. Так, если водитель выехал на встречку, не учтя безопасное расстояние, или сделал это через сплошную линию, то ему грозит лишение прав на срок 4-6 месяцев, которое избирается судом и вполне может быть оспорено. Когда инспектор поймает водителя на нарушении обгона еще раз в течение года после предыдущего протокола, то он может только лишить прав на год, без других вариантом. Правда при автофиксации дорожными камерами водитель, совершивший повторное нарушение, получит штраф в 5 тысяч рублей.

Часто задаваемые вопросы

Для того, чтобы ознакомиться с понятием обгона, необходимо также выяснить ответы на дополнительные вопросы, встречающиеся среди водителей. Так, желательно понять, чем обгон отличается от объезда, а также можно ли обогнать другой автомобиль, если светофоры реверса отключены. Такая информация может помочь совершать маневры обгона без нарушений.

В чем разница данного значения и объезда

Обгон сильно отличается от опережения и объезда , поскольку имеет принципиально другое значение. Так, объезд представляет собой проезд вокруг препятствия (но не пробки), если в рамках своей полосы его преодолеть не получается, а времени освобождения дороги узнать нельзя. Опережение предполагает, что водитель движется с большей скоростью, чем соседняя машина, вследствие чего происходит обгон, но в рамках своей полосы. Сам же обгон предполагает то же опережение, но при этом водитель выезжает на встречную полосу, а значит потенциальная опасность маневра увеличивается в разы. Видео: обгон, опережение, встречный разъезд

Можно ли совершить маневр, если реверсивные светофоры отключены

Если реверсивный светофор отключен, это равносильно запрету на проезд по встречке. В таком случае следует принимать ситуацию за включенный красный свет, который не разрешает совершать обгон, поскольку левая полоса предназначена для встречного транспорта. Производить обгон нельзя даже с оглядкой на то, что линия разметки может быть прерывистой, и потенциально разрешать этот маневр. Поэтому если водитель видит, что реверсивный светофор отключен, он не может осуществлять обгон, зато вполне может дождаться, пока зона его действия закончится и выполнить желаемое движение.

Какие есть действующие ограничения, относящиеся к нему

Основываясь на законе, можно сказать, что обгон — это достаточно опасный маневр, который имеет ряд ограничений. Среди таких мер безопасности можно отметить:
Обгон запрещено производить При наличии сплошной разметки и не рекомендуется, если дорога без разметки
Если на встречной полосе Автомобили движутся недостаточно далеко, обгон запрещен
Совершать опережение по встречке Можно только тогда, когда водитель имеет достаточную область обзора
Начинать обгон Когда его начал другой водитель, или предпринимается поворот налево — запрещено
Пешеходные переходы, железнодорожные переезды, тоннели и мосты Запретные зоны для обгонов, как и зона на эстакаде
Не стоит обгонять Более одного транспортного средства за раз
Маневр Должен быть осуществлен в короткие сроки, а также с использованием поворотников
Обгонять по обочине Категорически запрещено
Обгон является одним из самых часто используемых маневров, которые встречаются на дорогах. Он сопряжен с определенными рисками, которые могут реализоваться при неправильном осуществлении и нарушении установленных норм. Если водитель решит нарушить правила, то инспектор может оформить на него протокол, наказанием по которому служит либо приличный штраф, либо лишение прав. В случае, когда водитель совершает обгон, он должен быть уверен в его нормальном завершении, а также не помешает знать правила. Только в таком случае можно быть уверенным в безопасности и ненаказуемости обгона.
rss